О ПРАНАЯМЕ
Есть 5 пран. Прежде чем мы перейдем к каким-то практическим методам, мне хотелось рассказать немножечко теорию. Есть одна прана, или жизненная энергия, но она принимает 5 основных форм или 5 функций: прана, апана, самана, удана и вьяна.
Ведические брахманы до сих пор – есть традиция до сих пор, – когда они садятся есть, для них еда или употребление пищи – это ритуал, определенное жертвоприношение. Вначале, перед тем, как положить первую пригоршню пищи себе в рот, они упоминают имена этих пяти жизненных потоков и говорят, что это жертвоприношение вам. Дескать, я сейчас кушаю, это возлияние на вас.
Прана – это воздух, который мы вдыхаем, который идет вверх и вниз, главная прана. Апана – это воздух, идущий вниз, выводящий все. С помощью праны мы вдыхаем жизненную энергию, а апана выводит токсины из нашего тела, она отвечает за все выводящие функции, за вывод экскрементов и всего остального, всех токсинов. Если апана не работает, то человек отравится от токсинов.
Прана – это жизненная энергия, которую мы получаем извне со вдохом. Самана – это прана, которая отвечает за пищеварение, она уравновешивает прану и апану, идущий вверх воздух и идущий вниз воздух. Она отвечает за переваривание, за усвоение пищи, за то, как функционирует наша печень. Если люди со слабой печенью, то это результат того, что у них плохо работает именно этот жизненный поток.
Удана – это потоки в верхней части, и прежде всего в голове, это функционирование различных процессов в нашей голове, от которых очень много зависит.
Вьяна – это циркуляция во всем теле. Сознание доносится до мельчайших клеточек нашего тела, жизненная энергия доносится до каждой крошечной клеточки. Представьте себе этот механизм, который создал Бог. На самом деле невозможно представить себе. Я, собственно, из-за этого и стал тем, кем я стал, потому что я стал изучать молекулярную биологию, и я изучал одну бактерию в течение нескольких лет и понял, что где-то много-много тысяч человек в разных институтах изучают ту же самую бактерию и до сих пор понять не могут, как она устроена. Одну маленькую клеточку!
Сколько у нас тут клеточек? Каждый здесь несравненно гораздо более сложный, чем эта дурацкая бактерия, которую все люди дружно изучают и получают за это Нобелевские премии, а потом говорят, что Бога нет, потому что, ну, мы все поняли. Это сложнейший механизм, и сознание в каждую клеточку нашего тела, в каждый уголок, закоулок приносит жизненный поток, который называется вьяной.
Пранаяма что, собственно, делает? Это удивительная техника, которая закладывает связь между функционированием нашего ума, тела и дыханием. Йоги древние открыли этот закон или закономерность, что функционирование нашего ума очень сильно зависит от нашего дыхания. Сейчас у меня, естественно, нет возможности для того, чтобы объяснить вам все тонкости, но несколько фокусов мне хотелось бы вам показать, связанных с пранаямой.
Пранаяма – это удивительная техника, которая позволяет привести в гармонию все, что у нас есть, – ум, тело, очистить все это. Есть специальные формы пранаямы, которые позволяют сжечь токсины. Люди постятся по многу-многу суток для того, чтобы сжечь токсины, но если они будут каждый день делать бастрика-пранаяму, запишите себе, просто каждый день три минуты тратить на бастрика-пранаяму, то никаких токсинов в их теле не будет, они все будут сжигаться.
Есть несколько видов пранаямы, пара десятков. Есть пранаяма, которая называется капалабхати-пранаяма, мы ее с вами сделаем скоро, через несколько минут. Это пранаяма, которая тоже сжигает токсины, и прежде всего в уме, потому что буквально «капал-бхати» означает «сияние от вашего лба». Человек, который занимается этой пранаямой, до такой степени очищает свой ум, что у него появляется видимая аура или по крайней мере достаточно ясно различимая аура, исходящая от него. Если он реально регулярно тратит 5 минут на эту пранаяму.
Всего 5 минут в день, это, правда, не так просто, как вам кажется, но просто 5 минут может дать такой эффект. Но самое главное, если человек в конце концов научится владеть самим дыханием…
Само слово «пранаяма» значит «прана» и «айама». «Айама» значит «расширение сферы праны». Можно сказать, удлинение или замедление дыхания, но на самом деле пранаяма означает овладение своим дыханием так, что прана расширяется или усиливается в моем теле. Мы с вами в бессознательном состоянии – а процесс дыхания – это один из рефлекторных процессов – делаем 15 вдыханий в минуту.
Каждый день мы делаем сколько вдыханий? Сами посчитайте, 20 000–21 000 или не знаю сколько. Йоги говорят, что отмерено не число наших лет, а отмерено число дыханий. Что человек, когда он рождается, он рождается с заранее отмеренным ему числом дыханий, поэтому люди так часто умирают, когда они бегают в погоне за здоровьем. Потому что, когда они бегают, дыхание становится учащенным. Это одно из недоразумений, предрассудков современных. Они думают, что если они будут бегать много... Вы просто растратите свою жизненную энергию попусту.
Йоги говорят, что чем медленнее человек дышит, тем больше он живет. Собака как дышит? Сколько она живет? От силы 6 лет, ну, может, 10, от силы 12 лет. Черепаха как дышит? Трудно даже показать, очень медленно, и может жить сотни и тысячи лет. Продолжительность жизни, если мы посмотрим на разные виды животных, напрямую зависит от того, насколько часто они дышат.
Что делают йоги? Помимо чисто физических вещей, помимо того, что пранаяма имеет чисто физические характеристики, она оздоравливает сознание и ум, она, помимо этого, еще замедляет эти беспокойства в нашем уме. Когда человек гневается или очень сильно возбужден, когда он очень сильно взволнован, ему советуют: успокойся и подыши, иди, походи немножко и подыши. Это современная форма пранаямы – то, что от нее еще осталось.
Но на самом деле это филигранная техника, которой я не собираюсь вас учить, не надейтесь, но просто чисто на теоретическом уровне, чтобы мы поняли, что это такое, потому что чуть позже я перейду к другим, более глубоким вещам, чтобы мы поняли, какие методы есть в наших руках. Это на самом деле достаточно простая вещь, хотя подходить к этому нужно осторожно. В йоге говорят, что дыхание подобно слону, а слона надо дрессировать очень осторожно. Мы начинаем сознательно подходить к своему дыханию, и это сразу же переводит нас – это еще один дополнительный эффект пранаямы – из бессознательной, автоматической сферы функционирования нашего сознания в сознание. Сейчас мы это сделаем, мы попробуем просто сознательно дышать.
Просто закройте глаза, выпрямите спину, что очень важно, потому что прана проходит в течение одного вдоха и одного выдоха вдоль одного позвоночника. В позвоночнике есть тонкие каналы, по которым циркулирует энергия, они называются «ида» и «пингала», и во время одного вдоха она циркулирует. Поэтому очень важно, чтобы этот позвоночник был прямым во время пранаямы или во время других каких-то практик. Давайте просто сейчас понаблюдаем за своим дыханием и одновременно с этим зарегистрируем изменения, которые происходят в нашем теле и уме. Нужно закрыть глаза, выпрямиться, чуть-чуть расслабиться и как бы со стороны зафиксировать свое сознание на вдохе и выдохе. Вдохи свободные, легкие, абсолютно ненатужные, мы просто вдыхаем воздух и с этим какую-то энергию и прану, а потом выдыхаем. Буквально одну минуту мы попробуем это сделать.
…
Что случилось? Ум успокоился, мы расслабились. Человек сразу же расслабляется. Мы, сами того не подозревая... Из-за всех беспокойств, из-за всех стрессов в нашем теле накапливается много напряжения. В нашем лице накапливается напряжение, из-за этого у нас появляются морщины. Эти напряжения мешают нам на самом деле нормально жить и функционировать. Просто такое простое упражнение, несколько секунд мы это делали. Человек расслабился.
Просто наблюдая за дыханием, человек может расслабиться в большей степени, чем во время специальных релаксационных упражнений. Это совершенно элементарная, простая вещь.
Хотелось еще одному трюку вас научить. Если ум ваш очень сильно возбудился, если вам хочется кому-нибудь сказать что-то или сделать, тарелку разбить об чью-то голову, если вы сумеете вспомнить об этом, есть совершенно железно действующая техника, каким образом остановить ум, когда он разогнался, куда-то гонится… Попробуйте когда-нибудь: нужно взять и резко выдохнуть. Выдохните, пожалуйста. Сморкаться не надо. Попробуйте как-нибудь на досуге. Что произойдет? Вы увидите: в тот момент, когда вы выдохнули, происходит задержка дыхания, после этого автоматически – после задержки – ум останавливается на скаку, на полном скаку. Так как он остановился, можно посмотреть и подумать, а стоит вообще тарелку разбивать или нет, тарелка-то пригодится еще.
Человек может таким элементарным способом… (Вопрос: через нос?) Только через нос, но выдох должен быть резким и полным. Глубоким. Таким образом человек может мгновенно, буквально реально на полном скаку остановить свой ум, который разбушевался, и так как он остановился, можно как-нибудь немножечко осмотреться. Потом он опять побежит куда-нибудь, но это один из радикальных способов.
Пранаяма, как я уже сказал, заключается в том, чтобы медленно, постепенно расширить сферу праны. Потому что в норме, когда мы сейчас с вами дышим, мы вдыхаем где-то 400 мл воздуха. На самом деле наши легкие вполне свободно без всяких проблем могут вдыхать два литра воздуха за один раз. Когда они вдыхают эти два литра воздуха, то, соответственно, очищение и насыщение их жизненной энергией, которую мы получаем, также становится выше. За счет просто работы со своим дыханием человек может меньше есть и получать больше энергии. Он может меньше спать. Обычно мы спим семь, восемь или девять часов, но на самом деле человеку нужно пять часов, четыре часа, может быть, немножко больше, в зависимости от конституции, от тела, возраста. Человек может меньше есть, не уставать, меньше спать и реально по-другому функционировать, повысить уровень своей жизненной энергии.
Кришна объясняет, что те, кто занимается пранаямой, они постепенно сжигают свою карму. Каким образом происходит это в процессе пранаямы? Как по-вашему? (Ответы: выходят греховные желания…) Да, в конечном счете из-за того, что человек успокаивает свои мысли и ум, соответственно, ослабевают какие-то желания, которые вызваны прошлыми нашими опытами наслаждения, удовольствий, и, в конце концов, эта пранаяма действует на трех уровнях.
Мне сейчас хотелось бы сформулировать очень важное понимание, которое необходимо для того, чтобы понять в целом систему всех Вед. Эффект любого упражнения йоги, эффект следования любому принципу, заложенному в священных писаниях, проявляется на трех уровнях. Именно о них мне хотелось бы сейчас сказать.
Есть три уровня, соответствующие трем уровням реальности, и на этих трех уровнях мы можем ощутить позитивный эффект. Есть грубый уровень, который называется «адхибхаутика». Это грубый материальный уровень. Когда я начинаю дышать ритмически, когда я контролирую свое дыхание (я помню, что я еще обещал вам несколько упражнений, мы это сделаем), то эффект проявляется на грубом уровне, на уровне моего тела. Карма сжигается на уровне тела в виде того, что уходят болезни, токсины, потому что болезни – это не что иное, как какие-то кармические реакции, последствия моих действий. Очищаются каналы, которые забились в результате неправильного, негармоничного функционирования в этом мире, очень много других вещей происходит чисто на физическом уровне. Токсины уходят. Я немножко поторопился с каналами, они на другом уровне идут. Это первое преимущество или благо, которое я испытываю.
Второй уровень называется «адхидайвика» – уровень тонкоэнергетический. Вселенная имеет физический план, который доступен нашему восприятию и с которым мы все время взаимодействуем, и имеет тонкоэнергетический аспект, который тоже многообразен. Физический уровень очень многообразен, и человек очень очарован и прикован к этому многообразию.
Тонкоэнергетический аспект не менее многообразен, и люди, которые научились чувствовать этот тонкий мир, или движение этих энергий, или еще что-то, они в не меньшей степени очарованы им. Он называется «адхидайвика», потому что в ведических писаниях говорится, что все эти тонкоэнергетические силы природы представлены в том числе личностями, девами. Слово «дева», которое вы, может быть, слышали – в мусульманских сказках девами называют каких-то страшных демонов или существ более тонкого плана, – в переводе с санскрита означает «сияющий».
Это живые существа на более тонком энергетическом плане, чье тело соткано из энергии, поэтому они и называются сияющими, и они, собственно, управляют другим планом бытия. Иногда люди вступают с ними в какое-то взаимодействие, речь идет не о приведениях, а об этих тонких энергиях, и эти девы представлены в том числе в нашем теле. Говорится, что наше тело является репликой или отражением вселенной.
Как построена вселенная, наше тело – это маленькая реплика вселенной. Как во вселенной есть на тонком уровне Меру-данда, или гора Меру, или ось энергетическая, вокруг которой вращается вся вселенная, она изображается в виде золотой горы, которая конусообразно вниз направлена – широкой частью своей она направлена вверх, острой частью вниз. Точно так же у нас, в нашем теле, есть эта Меру-данда, позвоночник. Веды объясняют, что Меру-данда – это канал энергетический, через который человек может покинуть эту вселенную, выйти вверх, и точно такую же роль в нашем теле играет позвоночник. Это тот самый канал, через который душа может перейти вверх и выйти в иной план бытия.
Поэтому есть второй уровень, тонкоэнергетический, на котором сжигается наша карма, или нежелательные последствия наших поступков. Этот план, называющийся адхидайвикой, каким образом пранаяма воздействует на него? Очищаются чакры, каналы, в конце концов, сама по себе прана. Энергия начинает действовать, и мы физически просто начинаем ощущать прилив энергии. Ум становится сильнее, это на самом деле тоже уровень ума. Прана позволяет нашему уму функционировать гораздо более сосредоточенно и концентрированно, переводит наш ум из неправильного в правильный режим действия.
И есть, наконец, третий уровень бытия, адхьятмика, это уровень духа, души или единая духовная природа всего сущего. На самом деле, если изображать все сущее, то, что дано нам в наших ощущениях, то есть этот грубый уровень... Есть тонкоэнергетический уровень, но за всем этим стоит некая духовная природа, которую часто люди изображают в виде точки, имея в виду, что тут нет разнообразия. На самом деле это неполное представление о духовной реальности, потому что, в соответствии с Ведами, вся материальная реальность является отражением духовной реальности. Это та самая точка единого духовного принципа или духовного начала, которая всего-навсего является началом духовной жизни.
Духовная жизнь или духовная сфера бытия ничуть не менее разнообразна. Все разнообразие материального мира возникло оттуда, оно является тенью, всего лишь навсего виртуальной реальностью настоящей реальности, духовной реальности, которую душа воспринимает напрямик. Эту реальность она воспринимает не напрямик, через посредство всех этих механизмов, компьютеров, в которых она живет.
Адхьятмика означает реально на этом уровне, когда карма сжигается, сначала в процессе пранаямы, на этом уровне, каким образом человек получает благо от пранаямы? Когда ум успокаивается, душа получает возможность отделить себя от ума. Почему нам так трудно отделить себя от ума в «нормальном» состоянии? Потому что картина в уме нас слишком захватывает. Я дал это сравнение с кинотеатром. Темно в этом кинотеатре, чтобы мы все сосредоточились там, и мы все живем там.
Вся наша реальность сосредоточена там, и мы забываем о себе, о вечной реальности, вечной природе своей души. Когда ум успокаивается, в уме перестает происходить слишком много всяких глупостей, и в какой-то момент я начинаю понимать: в общем-то, чего я так расстраиваюсь-то? Для меня ничего не меняется, я душа, я вечная неизменная душа. Пранаяма с помощью постепенного успокоения ума дает человеку возможность почувствовать вечность.
Бхакти Вигьяна Госвами